О чуде говорили всегда. Этот феномен происходит практически повсеместно. Как бы мы субъективно не относились к этому, как бы не пытались выявить природу чуда с позиций того же материализма, нам никогда не удастся свергнуть это явление, как культурный феномен из общественного сознания.
Безусловно то, что мы живем в реальном мире, и что в нем господствуют материальные законы, но факт происхождения чуда от этого, не упраздняется, а наоборот сохраняет свое постоянное вневременное бытие. К сожалению, предубеждение против сверхъестественного и чудесного есть одна из отличительных черт нашего времени, основанного больше на механистических позициях. Чтобы наиболее полно разобраться в этом непростом феномене, необходимо рассмотреть его с исторической и философской точки зрения, а именно, проанализировать понятие и значение чуда в культуре.
Итак, что же такое чудо? Существует множество трактовок, различных взглядов и оценок этого явления. В общепринятом понимании: чудо — это чрезвычайное, непостижимое, редкое и оттого уникальное и удивительное событие.
Так как чудо, по большей части, феномен религиозного сознания, то и подход к этому понятию возможен либо с религиозной, либо с атеистической (материалистической) точки зрения.
«Чудо в религии — сверхъестественное, непостижимое событие, вызванное волей божьей и побеждающее законы природы ради достижения важной религиозной цели». (Атеист. словарь./Под ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.)
Согласно же атеистической позиции, чудом, в общем смысле, называется то, что еще не может быть познано. В словаре В. Даля: «Чудо — всякое явленье, кое мы не можем объяснить, по известным нам законам природы». (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Л.: Гослитиздат, 1935. — Т. 4. — С. 630.)
banner_chyornaya_gif_728x90
Так и в истории философии, на почве все более выясняющихся законов природы, понятие чуда, встречало решительный протест.
Знаменитый представитель рационализма философ-материалист Бенедикт Спиноза в своём теолого-политическом трактате, подвергает понятие чуда решительной критике. Сущность и провидение Бога, по его мнению, гораздо лучше познаются в закономерном ходе природы, чем в чудесных явлениях. Все совершается на основе постоянных законов природы, а если что-то представляется людям нарушением этих законов, то это лишь зависит от человеческого неведения истинных связей и причин. «Чудо, будет ли оно противо — или сверхъестественно, есть чистый абсурд». (Б. Спиноза. Избр. произведения: Т. 2. М., 1957. С. 94.)
У немецкого философа и математика Вильгельма Лейбница, в свете его гипотезы о «предустановленной гармонии», чудо есть явление естественно вытекающее из предшествующих событий. То есть чудо — это событие заранее предопределённое в развитии мира. Чудеса, по словам В. Лейбница, находятся в порядке вещей и наравне с естественными явлениями. Отличаются они лишь необычностью восприятия.
Более решительные протесты против феномена чуда были представлены в эпоху эмпиризма. Классическим выразителем эмпирической критики чуда является шотландский философ Дэвид Юм, который считал, что «чудо — это нарушение законов природы, и мы не можем иметь достаточных оснований для его доказательства». («Исследования о человеческом разуме»).
Из вышесказанного следует, что наши знания о законах природы ограничены и якобы не позволяют нам постичь и объяснить то или иное явление именуемое чудом. И если бы наши знания были обширнее, то чудо утратило бы для нас свой сверхъестественный характер. Но поскольку, чудо является по преимуществу понятием религиозного и мистического мировоззрения, то такое понимание напрямую противоречит его принципиально непостижимому и удивительному характеру чуда. Ведь монотеистические религии, в частности христианство, основаны на том, что Бог присутствует и правит в мире и его деяния и пути неисповедимы. Верующие христиане обыкновенно ссылаются на слова св. апостола Павла: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). В пределах этих толкований, можно признать, что чудеса — это нарушение тех или иных законов. Но законов не в той ограниченной степени познания, которые доступны нам на сегодняшний день, а принципиально, законов вообще! Даже если бы нам были доступны и известны все законы этого мира, это ничуть не повлияло бы на наше восприятие чуда и его удивительный, ни с чем несравнимый характер.
Британский философ и богослов Ричард Суинберн в своей работе «Есть ли Бог?» так объясняет наличие в мире чудес: «Однако если есть Бог, который, как совершенно благой, любит свои творения, то можно ожидать, что он будет временами более непосредственно взаимодействовать с нами на личностной основе, а не просто посредством естественного порядка мира, который он постоянно поддерживает, — будет отвечать на наши молитвы и удовлетворять наши нужды. Он не будет, тем не менее, вмешиваться в естественный порядок слишком часто, поскольку если бы он так поступал, то мы были бы не в состоянии предсказывать последствия своих действий и утратили бы контроль над миром и самими собой ». (Суинберн Р. Есть ли Бог? — М.: 2006. С.100.) Из этого следует вывод: Чудо всегда имеет благую цель, являясь для нас ответом, вестью, спасением или же уроком!
Таким образом, важнейшей особенностью феномена чуда является его знаковый и знаменательный характер! Именно поэтому оно действует не на уровне законов природы, а на уровне символов. Стало быть, в духовном и мистическом восприятии мира, чудо является знаком, вестью и ответом Бога. А цель чуда - своим «внешним» проявлением проникнуть «внутрь» души человека — достучаться, внести ясность, поддержать или же указать на необходимые внутренние изменения. Чудо обязательно должно будоражить сознание, быть необъяснимым, и что важно, редким, дабы люди были удивлены. В этом заключается его уникальная и огромная сила воздействия на умы людей. Следовательно, без веры в чудо не может существовать ни одна религия, в частности, к примеру, христианство. Можно сказать, что христианство основано на вере в чудо: в чудо Воплощения Бога, Его смерти на кресте и воскресения, в чудо Второго пришествия Христа. Чудесами наполнены и Евангелия, и книга Деяний Апостолов; святые отцы и учители Церкви, мученики и подвижники наделялись даром чудотворения. Поэтому, вера в чудо для христианина не только история его религии, но и неотъемлемый компонент его жизни. Религиозное и мистическое сознание всегда ориентировано на ожидание чуда. И чудо, более всего, направленно именно к верующему человеку, к ожидающему сознанию, ибо оно есть символ и знак для него. А любой знак, как известно, направлен только к тому, кто в состоянии его прочесть и понять. Именно поэтому французский философ Дени Дидро писал: «Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются».
В заключение:
Проанализировав концепцию чуда с философской точки зрения, можно с уверенностью заявить, что чудо является важнейшим элементом религиозного и мистического сознания и неотъемлемым компонентом жизни верующего человека. А заявление, что чудо как явление не существует, и что это всего лишь один из непознанных нами законов — в корне неверно. Так как вера или неверие в феномен чуда — это лишь вопрос определенного миросозерцания.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Атеист. словарь./Под ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Л.: Гослитиздат, 1935. — Т. 4. — С. 630.
-
Спиноза Б. Избр. произведения: Т. 2. М., 1957. С. 94.
-
Суинберн Р. Есть ли Бог? — М.: 2006. С.100.
-
Томпсон М. Философия религии. — М.: Фаир — Пресс, 2001. — 384 с.
-
Чудеса//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.)., 1890—1907.
-
Лега В. Проблема чуда и современное научное мировоззрение// Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 1996.
-
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) «Беседы с русским народом».
Ничего себе)) Уж не ожидал увидеть на вашем сайте серьезную философию, а тем более про феномен чуда) Статья убедительна.
Браво! Статья про чудо не банальная и хотя бы немного научно оформленная! В чудо надо верить, и тогда оно будет случаться с вами!
Чудеса повсюду, главное в них верить и верить в божественное проведение
Валерий, феномен чуда не такая уж и серьезная философия
Анастасия, научного оформления я здесь как такового не заметил, но понятие чуда расписано достаточно доступно
Если есть бог то есть и чюдо
Довольно таки серьёзная тема эта о размышлении что такое чудо. Часто думаю над ней а что это такое -чудо?